Вложи гривну, сэкономь восемь. Энергоэффективный потенциал Украины

 8 Вересня, 2024

Согласно World Energy Investment 2018, который подготовило Международное энергетическое агентство (МЭА), мировые инвестиции в энергоэффективность выросли на 3% ($236 млрд.) на фоне общего сокращения вложений в сферу энергетики на 2% до $1,8 трлн.

Насколько показателен данный факт? Будем сдержанными оптимистами. По прогнозам того же МЭА, до 2022 года инвестиции в энергоэффективность должны вырасти до $300 млрд. В целом динамика инвестиций в сектор энергоэффективности по сравнению с предыдущим годом замедлилась на 6% (в 2016 году рост составлял 9%, $231 млрд.).

Сам показатель является усредненным. Например, если в повышение энергоэффективности зданий и сооружений в мире было инвестировано на 3% больше ($140 млрд, в транспорт на 11% больше ($40 млрд.), то в сфере промышленности наоборот наблюдается сокращение инвестиций на 8% (до $35 млрд.).

Факторы, которые влияют на эти показатели, достаточно разнообразны. Тут играет роль и изменение государственной политики в сфере энергоэффективности и климата крупнейших по ВВП стран, таких как Китай, замедление развития металлургического сектора, активизация строительного сектора, снижение стоимости технологий в секторе возобновляемой энергетики. Корреляция с мировыми ценами на энергоресурсы уже не играет первичную роль.

А вот фактор диверсификации вложений в разные подсектора энергетики примечателен. Особенно ярко он проявился на рынке «зеленых облигаций». Объем таких облигаций для финансирования энергоэффективных проектов утроился до $47 млрд. и впервые превысил стоимость облигаций для ВИЭ и других видов использования энергии.

В целом привлекательность инвестиций в энергоэффективность объясняется целым рядом причин. Считается, что сэкономить единицу энергии стоит примерно в 2 раза дешевле, чем ее произвести. Поэтому энергетические потребности конечных пользователей можно удовлетворять не только за счет строительства новых генерирующих мощностей, а и благодаря рациональному использованию уже имеющегося ресурса.

Повышение энергоэффективности позволяет сокращать выбросы в окружающую среду, улучшать промышленную безопасность, комфорт для персонала предприятий, собственников жилой недвижимости, персонала и посетителей коммерческой недвижимости, продлевать сроки эксплуатации оборудования, зданий сооружений, внедрять инновации.

По оценкам МЭА, важную роль в мире играют энергосервисные компании (ЭСКО) с размером глобального рынка $27 млрд. Они позволяют совершенствовать модели финансирования энергоэффективных проектов и страховать риски достижения экономии энергоресурсов.

Суть механизма энергосервиса в том, что ЭСКО вкладывается средства в энергоэффективные проекты клиентов и выполняет их «под ключ», гарантируя достижение определенного уровня экономии энергоресурсов. Если экономия достигнута – то на протяжении несколько лет клиент оплачивает услугу энергосервиса из части сэкономленных средств. По завершении контракта все модернизированное оборудование переходит в собственность клиента. Если экономия не достигнута – то ЭСКО не получает возврат своих инвестиций. Это безрисковый инструмент для владельцев зданий, сооружений, объектов инфраструктуры и предприятий.

В мире энергосервис применяется для финансирования энергоэффективных проектов порядка 50 лет. В Украине термин «энергосервис» был введен в законодательство в 2015 году. Верховная Рада Украины тогда приняла Закон «О внедрении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации». Активное привлечение инвестиций с помощью этого инструмента в модернизацию зданий бюджетной сферы началось в 2017 году, когда через систему публичных закупок ProZorro начали проводиться тендеры по привлечению энергосервисных инвесторов для модернизации объектов бюджетной сферы (садиков, школ, больниц, общественных зданий и других).

По данным Госэнергоэффективности, за год на текущий момент было заключено 190 энергосервисных контрактов с примерно 15 инвесторами на сумму 200 млн. грн. (около $7 млн.). Причем сумма контрактов отражает не объем инвестиций, а объем оплаты услуги энергосервиса в адрес инвестора, если экономия будет достигнута.

Примерно такая же сумма контрактов (217 млн грн.) на сегодняшний день у ДТЭК ЭСКО. Компания инвестирует в основном в промышленный сектор (энергетика, угольная отрасль, горнодобывающая промышленности) и, по сути, за счет своих проектов удваивает рынок энергосервиса в Украине.

В 20 выполненных проектов компания уже инвестировала 30 млн грн. Достигнутая экономия энергоресурсов по данным проектам составляет от 30 до 90%. Например, модернизация систем отопления в зданиях бюджетной сферы (садики) позволяет клиентам экономить от 30 до 40% тепловой энергии. Установка преобразователей частоты на насосных агрегатах позволяет сохранить от 30 до 60% электроэнергии, модернизация промышленных систем поддержания климата – порядка 50% экономии электроэнергии. Наибольшую экономию в процентном отношении приносит модернизация систем электроосвещения – от 70 до 90% экономии электроэнергии благодаря установке LED-светильников, замене кабельных сетей, установке новых щитов.

Средний срок окупаемости проектов в портфеле ДТЭК ЭСКО составляет до 3 лет. Внутренняя норма доходности проектов (IRR) – больше 100%. При этом в компании подсчитали, что каждый 1 млн. грн. инвестиций в ЭСКО-проекты, в течение последующих 10 лет принесет клиентам порядка 8 млн. грн. экономии расходов на энергоресурсы (даже с учетом оплаты услуг энергосервиса). Такие результаты вселяют сдержанный оптимизм относительно перспектив развития рынка энергоэффективности и энергосервиса в Украине в целом.

Потенциал Украины для привлечения инвестиций в эту сферу огромен. Энергоемкость украинской экономии в 3 раза выше, чем среднеевропейского показателя. Для достижения европейского уровня энергоэффективности Украине, по разным оценкам, необходимо от $25 до $60 млрд. инвестиций. В секторе жилья, производства и поставки тепловой энергии, бюджетной сфере можно повысить энергоэффективность на 50-60%.

В 2017 году ДТЭК ЭСКО анализировал эффективность использования тепловой энергии в зданиях 16 тыс. юридических лиц в Киеве. Оказалось, что тысяча киевских зданий могут сократить свои расходы на отопление в среднем в 5 раз, если выполнят комплексные энергоэффективные мероприятия. Среди таких зданий оказались в том числе офисы центральных органов власти, крупных государственных предприятий, общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и другие.

Учитывая такие «залежи неэффективности», возможностей для приложений ресурсов иностранных инвесторов достаточно много.

Чтобы подкрепить потенциал экономии (и доходности для инвесторов) институциональными возможностями, в стране создается нормативная база, что запустит в Украине полномасштабный рынок энергоэффективности.

Например, в этом году уже вступил в действие Закон «Об энергоэффективности зданий» (с 1 июля 2019 года большинство государственных и муниципальных зданий обязаны будут пройти энергетическую сертификацию), действует Закон «О коммерческом учете услуг по поставке тепловой энергии и водоснабжения», который должен обеспечить тотальный учет энергоресурсов, а в соответствии с Законом «О Фонде энергоэффективности» примерно в начале 2019 года может быть запущен государственный механизм грантовой поддержки термомодернизации жилого сектора.

Очевидно, что на фоне общих потребностей в инвестициях в энергоэффективность в Украине это капля в море. Однако, если благодаря государственной активности и благоприятной регуляторной среде проекты в жилом и бюджетном секторах будут показывать хорошие результаты при минимальных рисках, постепенно подтянутся частные зарубежные инвесторы. Обеим сторонам важно не упустить момент.

Источник: daily.scm.com.ua

Залишити відповідь

Next Post

Дієві шляхи стимулювання промислових підприємств до енергоефективності

Ср Лис 14 , 2018
Політику та конкретні шляхи підвищення енергоефективності у промисловості обговорили учасники Ninth International Forum on Energy for Sustainable Development, організованого під егідою Європейської економічної комісії ООН